Заказать звонок
Отправьте запрос и мы перезвоним вам в течение 24 часов
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Блог детского центра «Планета Детей»
Школа

Во сколько лет отдать ребенка в школу

Во сколько лет можно отдавать ребенка в школу? Лучше пойти в первый класс пораньше или подождать еще год? Однозначно на эти вопросы ответить сложно, так как все дети индивидуальны. Если один ребенок может быть готов отправиться в школу в шесть с половиной, то другой только в восемь лет. Оба варианта являются нормой, поэтому, принимая решение, родителям нужно учитывать не столько возраст, сколько готовность ребенка к обучению в школе.
Как определить эту готовность, на какие факторы обращать внимание и стоит ли торопиться отдавать ребенка в первый класс как можно быстрее — обсуждаем в этой статье.

Что говорит закон о возрастных нормах

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что в первый класс принимаются дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. В некоторых случаях школа может принять в первый класс ребенка даже, если его возраст выходит за эти рамки, например, шестилетку. Но для этого потребуется заявление родителей, разрешение школьной администрации и проведение специальной комиссии для определения готовности ребенка к тому, чтобы идти в школу раньше положенного времени.

Какими факторами руководствоваться при принятии решения

Некоторые родители уверены, что умение читать, считать и писать — главные показатели того, что ребенок готов к школе. Но, если прислушаться к опытным педагогам и детским психологам, важнее всего неумение читать и писать, а умение фокусировать внимание и запоминать, доводить начатое дело до конца, сравнивать и рассуждать, находить общий язык со сверстниками и многое другое. Иными словами, быть психологически подготовленным к школьному этапу жизни. От этого будет зависеть, сможет ли ребенок «высиживать» на уроках, как он будет реагировать не неудачи, как сможет адаптироваться в новом коллективе и выдерживать нагрузки в школе.

Поэтому, принимая решение, о том, когда вести ребенка в школу, родители должны оценить его готовность по нескольким характеристикам:

· интеллектуальное развитие;

· речевое развитие;

· психологическая зрелость;

· мотивация к обучению;

· состояние здоровья.

Не стоит опираться на мнение окружающих или следовать примеру тех, кто стремится к более раннему или, наоборот, позднему началу школьного обучения. Отдавайте ребенка в первый класс, когда он будет к этому готов, даже, если его друзья идут в школу раньше.

Как определить готовность ребенка к школе

Рассмотрим подробно, какие факторы помогут определить, к какому возрасту ваш ребенок будет готов идти в школу:
1. Интеллектуальное развитие.
Ребенок, готовый посещать первый класс, умеет концентрироваться на речи взрослого и воспринимать его инструкции для последующих своих действий. Способен к целенаправленному запоминанию и последовательному воспроизведению того, что запомнил. Он умеет сравнивать объекты и явления между собой, устанавливает простые причинно-следственные связи, выделяет главные признаки предметов. Ребенок к 7 годам может кратко рассказать о себе и своей семье. Назвать свой город, адрес, имена близких и друзей, описать свой обычный день. Слушает вопросы взрослого и отвечает на них.
2. Речевое развитие.
С интеллектуальной готовностью к школе тесно связано речевое развитие. Важно, чтобы ребенок четко и правильно выговаривал звуки, мог отличить их на слух и найти в словах. Необходим хороший словарный запас, который бы соответствовал возрасту. Ребенок должен понимать и уметь объяснить значение слов, которые использует. Будущему первокласснику необходим навык тематического рассказывания и краткого пересказа, а также составления истории по сюжетным картинкам.
3. Психологическая зрелость.
Психологическую готовность к школе демонстрирует то, что ребенок умеет следовать правилам, владеет навыками самоконтроля, усидчив, умеет работать по образцу, понимает причинно-следственные связи, усвоил основные социальные нормы. И если вы замечаете, что ребенку сложно сосредоточиться, он неусидчив, с трудом находит общий язык с детьми и взрослыми, не спешите отдавать его в школу.
4. Состояние здоровья.
Будущие первоклассники проходят медицинское обследование и должны получить заключение врача о готовности к обучению. Если физическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам или даже опережает их, у него нет хронических заболеваний, можно отдавать его в школу раньше. Если же ребенок часто болеет, имеет смысл оставить его в дошкольном учреждении еще на год, уделить больше времени физическому развитию и укреплению здоровья. На следующий год можно будет вести ребенка в школу.
5. Мотивация учиться.
Чтобы адаптация ребенка к школе прошла легко, важным условием является наличие мотивации к учебе. Учебная мотивация ярко проявляется в любознательности, заинтересованности и увлеченности ребенка. Этому помогает познавательная активность взрослых, окружающих ребенка, поддержка и стимулирование детской инициативности и творчества, атмосфера позитивного отношения к школе и изучению нового. Также психологи рекомендуют посещать подготовительные курсы. Например, на «Планете Детей» для детей старше 5,5 лет проводят курсы подготовки к школе, которые помогают развить интерес ребенка к учебному процессу. Все занятия основаны на игре, но с добавлением элементов реальной школы, что помогает в психоэмоциональной адаптации ребенка.
Определяя готовность ребенка к первому классу, важно оценивать все эти факторы.

Какой возраст считается оптимальным

Большинство педагогов и психологов сходятся во мнении, что дети, достигшие возраста 7 лет, уже могут демонстрировать достаточный уровень готовности для того, чтобы пойти в школу. Физическое и интеллектуальное развитие позволяет им воспринимать, анализировать и запоминать информацию, следовать правилам, удерживать «рабочую позу» в течение урока, работать по инструкции учителя самостоятельно и в группе. Но, напомним, что каждый ребенок уникален, поэтому вполне нормально, если школьная зрелость у одного ребенка наступает в возрасте 6,5 лет, а у другого в 8 лет.

Разница в возрасте — насколько это критично для ребенка

Если вы решили отдать ребенка, которому еще не исполнилось 7,5-8 лет, в школу будьте готовы, что в классе большая часть детей будет старше его на год-полтора. В детском возрасте, когда за один год жизни происходят большие изменения в развитии, такой разрыв можно считать существенным.

Нередко дети в 8 лет физически выносливее и крупнее 7-леток и имеют другой уровень осознанности. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу готовности конкретного ребенка — дети одного возраста могут отличаться физически, психологически и интеллектуально.

Кто поможет сделать правильный выбор

Если вы затрудняетесь в принятии решения, проконсультируйтесь со специалистами «Планеты Детей» К кому можно обратиться, чтобы оценить готовность ребенка к обучению в школе

  • Воспитатель детского сада. Педагог, который каждый день занимается с детьми в саду, может ответить, кто из ребят готов идти в школу, а кому лучше побыть среди дошкольников еще год, спросите, что он думает о готовности вашего ребенка к тому, чтобы пойти в школу раньше, стоит ли обратить внимание на какие-то «пробелы».
  • Детский психолог. Специалист может провести тестирование, оценить степень коммуникативной и интеллектуальной готовности. Определит круг мотивов, которые побуждают ребенка хотеть или не хотеть идти в школу. Выяснит степень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Оценит степень развития речи и понятийного аппарата мышления. Если обнаружатся затруднения, психолог даст рекомендации родителям, как помочь ребенку подготовиться к первому классу.
  • Педагог на курсах подготовки к школе. Если вы до конца не решили, стоит ли отдавать ребенка в школу в этом году, можно записаться в подготовительный класс. Нагрузка будет не такой большой, но вы сможете оценить, как ребенок справляется с обучением, каких навыков ему не хватает. На курсах подготовки к школе «Планета Детей» занятия направлены на развитие речи, логики, координации движения, моторики, умения общаться в коллективе и сохранять произвольное внимание. Дети учатся читать, осваивают первичные математические представления, знакомятся с иностранным языком и расширяют общий кругозор.