Каждый ребенок уникален, поэтому единственно правильного ответа на вопрос, какой возраст идеален, чтобы начинать учить английский, нет. На «Планете Детей» мы за индивидуальный подход, поэтому не будем создавать правил, а просто рассмотрим плюсы и минусы раннего обучения английскому. Также расскажем, в каком возрасте дети наиболее восприимчивы к языкам, по мнению большинства психологов и педагогов.
Когда ребенок наиболее восприимчив к иностранным языкам
В теории, чем раньше начать изучать язык, тем лучше малыш его освоит. Некоторые педагоги по раннему развитию утверждают, что уже с года можно подключать второй язык, так как малыш буквально впитывает всю информацию и обучается иностранному языку неосознанно. От года до трех специфика изучения языков уникальна, что объясняется становлением функций мозга, ускоренными темпами развития и прямой зависимостью познавательных способностей дошкольника и эмоциональной сферы.
Все же большинство педагогов и детских психологов сходятся во мнении, что начинать учить английский лучше в возрасте 3-5 лет. В этот период речевые навыки уже сформировались, а мозг очень активный и гибкий, поэтому малыш легко может усваивать новые знания. Плюс в том, что изучение иностранного языка в таком возрасте положительно скажется и на общем развитии — поможет развить память, воображение, восприятие. Также в возрасте 3-5 лет у малыша нет опасений перед использованием языка, а детская любознательная помогает мотивировать его к обучению.
Конечно, начать учить английский можно и после 5-6 лет. В этом возрасте процесс обучения будет более осознанным и последовательным. При условии погружения в языковую среду многие слова будут запоминаться автоматически, но, чтобы выучить большой объем конструкций придется приложить больше усилий. К пяти-шести годам структура родной речи уже полностью сформирована и многие понятия ребенку знакомы, что упрощает процесс обучения.
Изучение английского с раннего возраста — в чем плюсы
Многие родители начинают обучать дошкольника иностранному языку, как минимум, ради развития и тренировки когнитивных функций перед школой. Логопеды отмечают, что при раннем обучении совершенствуется артикуляционный аппарат и развивается фонематический слух. Все это создает предпосылку для высокой успеваемости в школе и по другим предметам, помогает укрепить память, дисциплинирует и формирует концентрацию внимания.
Другие преимущества раннего изучения английского:
- У детей отличная память и запоминание слов им дается легко. Согласно некоторым исследованиям у большинства детей в возрасте до 5 лет способности к языкам выше среднего. Дети начинают просто повторять слова из мультфильмов, сказок, игр или книг и быстро запоминают новую для себя информацию.
- Занимаясь иностранным языком в группе, например, в специализированном детском саду, ребенок дополнительно прокачивает свои коммуникативные навыки, учится эффектно подавать себя, успешно взаимодействовать с другими, выражать свои эмоции. Все это облегчит адаптацию в школе и в любом новом для ребенка коллективе.
- В раннем возрасте намного проще поставить правильное произношение. Ребенок быстрее запоминает правильное произношение и лучше улавливает сочетание звуков, поэтому ему легче научиться выговаривать английские слова.
- Многие слова и определения ребенок запоминает автоматически, то есть, происходит бессознательное обучение. Например, к 6-7 годам большинство детей свободно владеют родным языком, хотя еще не понимают многих правил. Если родители начинают обучение иностранному языку еще до школы, ребенку будет проще освоить азы.
- В раннем возрасте малышу не страшно совершать ошибку, поэтому освоение английского ребенком происходит без стресса, как это часто бывает у взрослых. Малыш не боится говорить неправильно, поэтому активно ошибается, исправляется и учится дальше. Ребенок не зацикливается на произношении или ошибках, а когда взрослые его поправляют, он исправляется — процесс проходит максимально естественно.
Мы рассмотрели, что дает английский язык ребенку в раннем возрасте. Но есть ли минусы у такого подхода?
Какие могут быть подводные камни раннего обучения
Чтобы определиться, в каком возрасте начинать обучать своего ребенка английскому, нужно понять, что у любой теории и методики есть если не минусы, но какие-то нюансы, которые следует учесть. Например, чтобы раннее обучение языку было эффективным, необходимо создать для ребенка языковую среду. Важно, чтобы малыш слышал правильное произношение английских слов и мог повторять их. Еще лучше, если с ребенком будет заниматься няня, учитель или репетитор, который во время урока говорит только на английском.
Если говорить о подводных камнях раннего обучения языку, стоит отметить:
Если говорить о подводных камнях раннего обучения языку, стоит отметить:
- Может быть сложно мотивировать ребенка. Маленьким детям не объяснишь, почему нужно и важно учить английский. Единственное, чем можно увлечь малыша, — это игра. Поэтому так важно, чтобы с малышом занимался педагог, который умеет обучать в игровой форме.
- Есть опасность механического заучивания. Если к трем годам малыш еще плохо знает русский и не понимает смысл многих фраз, структур речи, то повторять и заучивать английские слова он может на автомате. В дальнейшем он может неправильно сочетать их между собой.
- Существует риск испортить правильное произношение русских слов. Когда ребенок параллельно учит русский и английский, он может путать слова или неправильно говорить слова на русском. По мнению некоторых логопедов, подключать иностранный язык лучше тогда, когда у дошкольника полностью сформируется русская речь.
Как организовать процесс обучения ребенка английскому
Обучать малышей иностранному языку важно, опираясь на психофизиологические особенности дошкольников. У малышей преобладает игровая мотивация, память хорошая, но ее объем ограничен. Обучение маленького ребенка английскому нельзя строить на заучивании больших объемов слов и однотипных упражнениях.
Советы для организации учебного процесса:
- Основа обучения дошкольников иностранному языку — игровой формат с акцентом на коммуникативные упражнения. В игре важен не результат, а сам процесс. Не обязательно изобретать велосипед — уже придумано и отработано много эффективных и увлекательных методик.
- Посильные требования. Педагогу важно выдержать золотую середину — если малышу будет слишком легко на занятиях, он потеряет интерес. Если же требования будут очень высокими, может разувериться в своих силах и воспринимать такие занятия с недовольством. Важно понимать особенности дошкольника и при подготовке программы учитывать способности каждого члена группы.
- Чтобы удержать внимание, необходимо учитывать интересы детей, использовать интерактивные материалы, наглядные пособия, мультфильмы, песни, сказки, игры-викторины.
- Оптимально, если занятие будет проходить от 15 до 25 минут. Тематику урока необходимо дополнять творческими заданиями — рисование, лепка, аппликация.
- Создание билингвальной среды. Важно придерживаться последовательности в обучении детей иностранному языку. Учитель должен говорить только на одном языке. Тогда через какое-то время дети начнут его понимать и отвечать. Если учитель преподает малышам английский, он должен придерживаться принципа привязки к человеку — коммуницировать с дошкольником только на этом языке.
- Использование принципа опоры на физические действия. Суть в том, что учитель говорит малышам на английском языке, какое действие нужно выполнить, а они выполняют его команды, например, приседают, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши. Особенно эффективно работает с совсем маленькими детьми.
- Динамичность. Малышам до шести лет сложно усидеть на одном месте. Важно, чтобы в классе или комнате, где проходят занятия, было достаточно места для активных игр и разминок. Дети должны иметь возможность встать со своего места. Также важно помнить о быстрой утомляемости нервной системы дошкольника — внимание рассеивается и ему уже сложно сосредоточиться. Поэтому при изучении языка важно чередовать разные виды деятельности и предоставлять возможности для эмоциональной разрядки.
А если отложить этот вопрос?
Выше мы рассмотрели преимущества раннего обучения иностранному языку, но есть специалисты, уверенные, что не стоит «мучить» дошкольника непонятными словами, а подключать английский язык лучше с семилетнего возраста. Согласно этой теории, хотя дети действительно лучше усваивают английскую лексику до 5-6 лет, все же, если они не находятся в англоязычной среде, ожидаемого эффекта не будет.
Что, если вы решите отложить обучение иностранному языку до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет? В этом тоже есть свои преимущества, например:
Но и свои минусы у более позднего обучения иностранному языку тоже есть. Например, если малыша можно мотивировать и увлечь игрой, то для школьника нужно продумать систему поощрений, а также мотивировать его краткосрочными целями. Долгосрочные цели, как возможность поступить в престижный ВУЗ, для первоклассника не сработают. Также у школьников, которые начинают учить иностранный, остается меньше времени на другие дела, так как в школе появляются домашние задания и нужно уделять внимание всем предметам.
Конечно, решение, в каком возрасте учить детей иностранному языку, остается только за родителями.
Что, если вы решите отложить обучение иностранному языку до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет? В этом тоже есть свои преимущества, например:
- У семилетки сформировано правильное произношение на русском, поэтому он не будет путать звуки. Плюс, в этом возрасте у детей хорошие фонематические способности, а значит, им легче научиться правильно произносить звуки иностранного языка.
- Больше возможностей для обучения. С малышами занимается не так много педагогов, а для школьника проще найти курсы или подходящую программу.
- Школьников проще мотивировать. У ребенка уже появились какие-то увлечения, для него можно придумать систему поощрений. Также можно объяснить и продемонстрировать плюсы владения иностранным языком, например, — просмотр мультиков на языке оригинала, возможность играть в популярные онлайн-игры.
- Ребенок уже привык учиться. Скорее всего, он уже ходит в школу и у него выработался определенный режим. Семилетки уже более организованы, привыкли слушать учителя, делают домашние задания.
- Хорошее владение русским. У школьника большой лексический запас, поэтому не нужно объяснять значения русских слов — можно сразу учить ребенка, как эти слова звучат на английском.
- Ребенку легко преодолеть языковой барьер. В семилетнем возрасте детям все еще не так страшно допускать ошибки, и они не слишком беспокоятся об акценте, как взрослые. Поэтому прогресс в обучении английскому будет более заметным.
Но и свои минусы у более позднего обучения иностранному языку тоже есть. Например, если малыша можно мотивировать и увлечь игрой, то для школьника нужно продумать систему поощрений, а также мотивировать его краткосрочными целями. Долгосрочные цели, как возможность поступить в престижный ВУЗ, для первоклассника не сработают. Также у школьников, которые начинают учить иностранный, остается меньше времени на другие дела, так как в школе появляются домашние задания и нужно уделять внимание всем предметам.
Конечно, решение, в каком возрасте учить детей иностранному языку, остается только за родителями.
В чем преимущества «Планеты Детей»
В детском саду при частной школе «Планета Детей» малыши впервые узнают английский язык — обучение происходит в непринужденной творческой обстановке с молодым педагогом Еленой Герман. Занятия по английскому проходят три раза в неделю — малыши поют песни, танцуют, смотрят мультики, играют, рисуют — все это только на английском языке. В форме игры дети изучают названия животных и птиц на английском, разучивают популярные разговорные фразы, которые могут пригодиться в общении с иностранцем.
В школе мы обучаем детей английскому, используя материал English World (учебник, CD-ROM с аудиофайлами и рабочая тетрадь). В каждом разделе учебника рассматривается отдельная тема, детям предлагается выполнить творческое занятия, которое помогает лучше запомнить выученные слова и отточить произношение отдельных фраз.
Учить английский в детском саду и школе «Планета Детей» весело и увлекательно. Занятия построены по принципу от простого сложного. Это развивающий и творческий процесс, который благодаря правильной мотивации увлекает детей и помогает добиться прекрасных результатов.
В школе мы обучаем детей английскому, используя материал English World (учебник, CD-ROM с аудиофайлами и рабочая тетрадь). В каждом разделе учебника рассматривается отдельная тема, детям предлагается выполнить творческое занятия, которое помогает лучше запомнить выученные слова и отточить произношение отдельных фраз.
Учить английский в детском саду и школе «Планета Детей» весело и увлекательно. Занятия построены по принципу от простого сложного. Это развивающий и творческий процесс, который благодаря правильной мотивации увлекает детей и помогает добиться прекрасных результатов.