Заказать звонок
Отправьте запрос и мы перезвоним вам в течение 24 часов
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Блог детского центра «Планета Детей»
Детский сад

С какого возраста учить английский язык

Каждый ребенок уникален, поэтому единственно правильного ответа на вопрос, какой возраст идеален, чтобы начинать учить английский, нет. На «Планете Детей» мы за индивидуальный подход, поэтому не будем создавать правил, а просто рассмотрим плюсы и минусы раннего обучения английскому. Также расскажем, в каком возрасте дети наиболее восприимчивы к языкам, по мнению большинства психологов и педагогов.

Когда ребенок наиболее восприимчив к иностранным языкам

В теории, чем раньше начать изучать язык, тем лучше малыш его освоит. Некоторые педагоги по раннему развитию утверждают, что уже с года можно подключать второй язык, так как малыш буквально впитывает всю информацию и обучается иностранному языку неосознанно. От года до трех специфика изучения языков уникальна, что объясняется становлением функций мозга, ускоренными темпами развития и прямой зависимостью познавательных способностей дошкольника и эмоциональной сферы.
Все же большинство педагогов и детских психологов сходятся во мнении, что начинать учить английский лучше в возрасте 3-5 лет. В этот период речевые навыки уже сформировались, а мозг очень активный и гибкий, поэтому малыш легко может усваивать новые знания. Плюс в том, что изучение иностранного языка в таком возрасте положительно скажется и на общем развитии — поможет развить память, воображение, восприятие. Также в возрасте 3-5 лет у малыша нет опасений перед использованием языка, а детская любознательная помогает мотивировать его к обучению.
Конечно, начать учить английский можно и после 5-6 лет. В этом возрасте процесс обучения будет более осознанным и последовательным. При условии погружения в языковую среду многие слова будут запоминаться автоматически, но, чтобы выучить большой объем конструкций придется приложить больше усилий. К пяти-шести годам структура родной речи уже полностью сформирована и многие понятия ребенку знакомы, что упрощает процесс обучения.

Изучение английского с раннего возраста — в чем плюсы

Многие родители начинают обучать дошкольника иностранному языку, как минимум, ради развития и тренировки когнитивных функций перед школой. Логопеды отмечают, что при раннем обучении совершенствуется артикуляционный аппарат и развивается фонематический слух. Все это создает предпосылку для высокой успеваемости в школе и по другим предметам, помогает укрепить память, дисциплинирует и формирует концентрацию внимания.
Другие преимущества раннего изучения английского:
  • У детей отличная память и запоминание слов им дается легко. Согласно некоторым исследованиям у большинства детей в возрасте до 5 лет способности к языкам выше среднего. Дети начинают просто повторять слова из мультфильмов, сказок, игр или книг и быстро запоминают новую для себя информацию.
  • Занимаясь иностранным языком в группе, например, в специализированном детском саду, ребенок дополнительно прокачивает свои коммуникативные навыки, учится эффектно подавать себя, успешно взаимодействовать с другими, выражать свои эмоции. Все это облегчит адаптацию в школе и в любом новом для ребенка коллективе.
  • В раннем возрасте намного проще поставить правильное произношение. Ребенок быстрее запоминает правильное произношение и лучше улавливает сочетание звуков, поэтому ему легче научиться выговаривать английские слова.
  • Многие слова и определения ребенок запоминает автоматически, то есть, происходит бессознательное обучение. Например, к 6-7 годам большинство детей свободно владеют родным языком, хотя еще не понимают многих правил. Если родители начинают обучение иностранному языку еще до школы, ребенку будет проще освоить азы.
  • В раннем возрасте малышу не страшно совершать ошибку, поэтому освоение английского ребенком происходит без стресса, как это часто бывает у взрослых. Малыш не боится говорить неправильно, поэтому активно ошибается, исправляется и учится дальше. Ребенок не зацикливается на произношении или ошибках, а когда взрослые его поправляют, он исправляется — процесс проходит максимально естественно.
Мы рассмотрели, что дает английский язык ребенку в раннем возрасте. Но есть ли минусы у такого подхода?

Какие могут быть подводные камни раннего обучения

Чтобы определиться, в каком возрасте начинать обучать своего ребенка английскому, нужно понять, что у любой теории и методики есть если не минусы, но какие-то нюансы, которые следует учесть. Например, чтобы раннее обучение языку было эффективным, необходимо создать для ребенка языковую среду. Важно, чтобы малыш слышал правильное произношение английских слов и мог повторять их. Еще лучше, если с ребенком будет заниматься няня, учитель или репетитор, который во время урока говорит только на английском.

Если говорить о подводных камнях раннего обучения языку, стоит отметить:

  • Может быть сложно мотивировать ребенка. Маленьким детям не объяснишь, почему нужно и важно учить английский. Единственное, чем можно увлечь малыша, — это игра. Поэтому так важно, чтобы с малышом занимался педагог, который умеет обучать в игровой форме.
  • Есть опасность механического заучивания. Если к трем годам малыш еще плохо знает русский и не понимает смысл многих фраз, структур речи, то повторять и заучивать английские слова он может на автомате. В дальнейшем он может неправильно сочетать их между собой.
  • Существует риск испортить правильное произношение русских слов. Когда ребенок параллельно учит русский и английский, он может путать слова или неправильно говорить слова на русском. По мнению некоторых логопедов, подключать иностранный язык лучше тогда, когда у дошкольника полностью сформируется русская речь.

Как организовать процесс обучения ребенка английскому

Обучать малышей иностранному языку важно, опираясь на психофизиологические особенности дошкольников. У малышей преобладает игровая мотивация, память хорошая, но ее объем ограничен. Обучение маленького ребенка английскому нельзя строить на заучивании больших объемов слов и однотипных упражнениях.
Советы для организации учебного процесса:
  • Основа обучения дошкольников иностранному языку — игровой формат с акцентом на коммуникативные упражнения. В игре важен не результат, а сам процесс. Не обязательно изобретать велосипед — уже придумано и отработано много эффективных и увлекательных методик.
  • Посильные требования. Педагогу важно выдержать золотую середину — если малышу будет слишком легко на занятиях, он потеряет интерес. Если же требования будут очень высокими, может разувериться в своих силах и воспринимать такие занятия с недовольством. Важно понимать особенности дошкольника и при подготовке программы учитывать способности каждого члена группы.
  • Чтобы удержать внимание, необходимо учитывать интересы детей, использовать интерактивные материалы, наглядные пособия, мультфильмы, песни, сказки, игры-викторины.
  • Оптимально, если занятие будет проходить от 15 до 25 минут. Тематику урока необходимо дополнять творческими заданиями — рисование, лепка, аппликация.
  • Создание билингвальной среды. Важно придерживаться последовательности в обучении детей иностранному языку. Учитель должен говорить только на одном языке. Тогда через какое-то время дети начнут его понимать и отвечать. Если учитель преподает малышам английский, он должен придерживаться принципа привязки к человеку — коммуницировать с дошкольником только на этом языке.
  • Использование принципа опоры на физические действия. Суть в том, что учитель говорит малышам на английском языке, какое действие нужно выполнить, а они выполняют его команды, например, приседают, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши. Особенно эффективно работает с совсем маленькими детьми.
  • Динамичность. Малышам до шести лет сложно усидеть на одном месте. Важно, чтобы в классе или комнате, где проходят занятия, было достаточно места для активных игр и разминок. Дети должны иметь возможность встать со своего места. Также важно помнить о быстрой утомляемости нервной системы дошкольника — внимание рассеивается и ему уже сложно сосредоточиться. Поэтому при изучении языка важно чередовать разные виды деятельности и предоставлять возможности для эмоциональной разрядки.

А если отложить этот вопрос?

Выше мы рассмотрели преимущества раннего обучения иностранному языку, но есть специалисты, уверенные, что не стоит «мучить» дошкольника непонятными словами, а подключать английский язык лучше с семилетнего возраста. Согласно этой теории, хотя дети действительно лучше усваивают английскую лексику до 5-6 лет, все же, если они не находятся в англоязычной среде, ожидаемого эффекта не будет.

Что, если вы решите отложить обучение иностранному языку до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет? В этом тоже есть свои преимущества, например:

  • У семилетки сформировано правильное произношение на русском, поэтому он не будет путать звуки. Плюс, в этом возрасте у детей хорошие фонематические способности, а значит, им легче научиться правильно произносить звуки иностранного языка.
  • Больше возможностей для обучения. С малышами занимается не так много педагогов, а для школьника проще найти курсы или подходящую программу.
  • Школьников проще мотивировать. У ребенка уже появились какие-то увлечения, для него можно придумать систему поощрений. Также можно объяснить и продемонстрировать плюсы владения иностранным языком, например, — просмотр мультиков на языке оригинала, возможность играть в популярные онлайн-игры.
  • Ребенок уже привык учиться. Скорее всего, он уже ходит в школу и у него выработался определенный режим. Семилетки уже более организованы, привыкли слушать учителя, делают домашние задания.
  • Хорошее владение русским. У школьника большой лексический запас, поэтому не нужно объяснять значения русских слов — можно сразу учить ребенка, как эти слова звучат на английском.
  • Ребенку легко преодолеть языковой барьер. В семилетнем возрасте детям все еще не так страшно допускать ошибки, и они не слишком беспокоятся об акценте, как взрослые. Поэтому прогресс в обучении английскому будет более заметным.

Но и свои минусы у более позднего обучения иностранному языку тоже есть. Например, если малыша можно мотивировать и увлечь игрой, то для школьника нужно продумать систему поощрений, а также мотивировать его краткосрочными целями. Долгосрочные цели, как возможность поступить в престижный ВУЗ, для первоклассника не сработают. Также у школьников, которые начинают учить иностранный, остается меньше времени на другие дела, так как в школе появляются домашние задания и нужно уделять внимание всем предметам.

Конечно, решение, в каком возрасте учить детей иностранному языку, остается только за родителями.

В чем преимущества «Планеты Детей»

В детском саду при частной школе «Планета Детей» малыши впервые узнают английский язык — обучение происходит в непринужденной творческой обстановке с молодым педагогом Еленой Герман. Занятия по английскому проходят три раза в неделю — малыши поют песни, танцуют, смотрят мультики, играют, рисуют — все это только на английском языке. В форме игры дети изучают названия животных и птиц на английском, разучивают популярные разговорные фразы, которые могут пригодиться в общении с иностранцем.

В школе мы обучаем детей английскому, используя материал English World (учебник, CD-ROM с аудиофайлами и рабочая тетрадь). В каждом разделе учебника рассматривается отдельная тема, детям предлагается выполнить творческое занятия, которое помогает лучше запомнить выученные слова и отточить произношение отдельных фраз.

Учить английский в детском саду и школе «Планета Детей» весело и увлекательно. Занятия построены по принципу от простого сложного. Это развивающий и творческий процесс, который благодаря правильной мотивации увлекает детей и помогает добиться прекрасных результатов.