Заказать звонок
Отправьте запрос и мы перезвоним вам в течение 24 часов
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Блог детского центра «Планета Детей»
Детский сад

Режим дня в детском саду: каким он должен быть

Отдавая ребенка в детский сад, родители могут беспокоиться, сможет ли малыш привыкнуть к новому распорядку дня и влиться в коллектив. Некоторые вообще недоумевают, зачем нужен какой-то режим в дошкольном учреждении.
В этой статье разберем все по пунктам — расскажем, как строится режим дня в саду, какую пользу приносит ребенку следование распорядку и что могут сделать родители, чтобы подготовить малыша к детскому саду.

По каким правилам составляется распорядок дня в ДОУ

Распорядок дня для дошкольников составляется экспертами в области детской физиологии и психологии. Основная задача — удовлетворить все потребности организма и позаботиться о здоровье малыша. Поэтому не нужно пугаться слова «распорядок» — все процессы ориентированы на комфорт и благополучие ребенка.
При составлении распорядка специалисты следуют нормам СанПиН. Рассмотрим основные правила, которыми руководствуются эксперты:
  1. Соответствие возрасту. Детей объединяют в группы по возрасту, так как возможности и потребности малышей меняются с каждым годом. К примеру, в раннем возрасте дети могут заниматься определенной деятельностью не дольше 10 минут, малышам нужно больше времени на прием пищи, подготовку ко сну или прогулке. В средней группе продолжительность занятий может составлять 20 минут, а в подготовительной — 30 минут.
  2. Ритмичность. В течение дня разные виды деятельности и их продолжительность должны чередоваться. При составлении режима дня учитываются периоды наибольшей активности дошкольников. Например, в первой половине дня в детском саду после завтрака проводят занятия, а после обеда выделяется время для сна.
  3. Цикличность. Ежедневно в одно и то же время повторяются основные моменты — прием пищи, гигиенические процедуры, прогулки, сон, образовательные занятия. Чтобы режим дня и его цикличность не превратилась в скучную рутину, воспитатели используют игровые элементы в общении с детьми.
  4. Чередование. В течение дня деятельность малышей организована так, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. Обязательным является дневной сон, без которого малыш может стать капризным, вялым или, наоборот, перевозбудиться.
  5. Гибкость. Воспитатель фиксирует какие ребята быстрее утомляются и нуждаются в дополнительном отдыхе. У кого-то из деток могут быть предпочтения в еде, например, какое-то блюдо ребенок категорически отказывается есть,
  6. Последовательность. Все процессы в распорядке логичны и идут один за другим. Например, чтобы подготовиться к обеду, нужно помыть руки, а чтобы выйти на прогулку — одеться. Такая последовательность приучает детей к планированию.

Виды деятельности в режиме дня группы детского сада

Учитывая особенности детской психологии и физиологии, в распорядке дня дошкольника должны присутствовать разные виды деятельности: игровая, творческая, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская, а также деятельность, связанная с развитием основных навыков самообслуживания.
С учетом этого формируются основные составляющие режима дня в саду:
  1. Утренний прием и осмотр. Когда родители приводят детей в группу, медицинский работник проводит осмотр, чтобы убедиться, что ребенок здоров, а воспитатель уточняет у родителей, с каким настроением ребенок пришел в сад и как он себя чувствует.
  2. Утренняя гимнастика. Небольшая разминка помогает взбодриться и окончательно проснуться. Для детей это становится своеобразным ритуалом.
  3. Подготовка к приему пищи. Перед едой дети организованно моют руки. У каждого малыша есть индивидуальное полотенце. В подготовительных группах ребят могут попросить помочь накрыть на стол.
  4. Прием пищи. В течение дня в государственных садах у детей три основных приема пищи — завтрак, обед и полдник. Немного иначе построена система питания в частном саду «Планета детей»: есть завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Воспитатель обращает внимание на каждого ребенка, корректирует ситуацию, когда малыш сутулится, заталкивает в рот полную ложку, забывает пользоваться салфеткой. Важно, что уже самые маленькие посетители сада «Планета детей» при желании принимают участие в подготовке к обеду. Например, малыши могут разложить столовые приборы. Такой подход формирует культуру еды.
  5. Игровая деятельность. В процессе игры у дошкольника развивается фантазия, мыслительная и аналитическая деятельность. Играя, дети учатся анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.
  6. Образовательная деятельность. Воспитатели проводят с детьми занятия по разным направлениям — творчество, музыка, физическая активность, развитие мелкой моторики, подготовка и адаптация к школе.
  7. Занятия по физическому развитию. В теплое время года гимнастику можно делать на улице, когда похолодает — в зале. Старшие занимаются 30 минут, младшие — 15 минут.
  8. Музыкальные занятия. Дошкольники вместе с воспитателем разучивают песни, слушают музыку, готовят утренники, в честь праздников.
  9. Подготовка к прогулке. Все дети собираются на прогулку организованно. Если это младшая группа, воспитатель помогает малышам одеться, если старшая — следит, чтобы дети оделись по погоде.
  10. Прогулка. Дети гуляют около 4 часов в теплое время года и около 2 часов осенью и зимой. В детском саду «Планета Детей» воспитатели организуют две прогулки: в первой половине дня, до обеда и вечером, после ужина.
  11. Подготовка ко сну. У каждого малыша есть своя кровать и спальные принадлежности. Это позволяет крохе чувствовать себя комфортно и спокойно. Чтобы подготовить детей ко сну, воспитатели предлагают поиграть в спокойные игры, читают книги.
  12. Дневной сон. Для дошкольников важен дневной отдых: мозг и нервная система отдыхают, малыш набирается сил для новых занятий и игр.
  13. Закаливание. В этом вопросе важен комплексный подход. В помещении регулярно проветривают, детей постепенно приучают умываться прохладной водой. В комплексе это помогает укрепить иммунитет ребенка.
  14. Совместная деятельность. Дети вместе с воспитателем занимаются каким-то заданием, например, делают поделку, читают, рисуют. Коллективные дела сближают, учат общаться в коллективе, развивают творческое мышление и креативность.
  15. Самостоятельная деятельность. Ребенку выделяется время, чтобы заняться делом, которое ему интересно. Выбрать занятие на свое усмотрение, проявить самостоятельность и фантазию.

Как режим зависит от возраста малышей

В государственных дошкольных учреждениях принято деление на группы по возрастам:
  • группа раннего возраста — 2-3 года;
  • младшая группа — 3-4 года;
  • средняя — 4-5 лет;
  • старшая — 5-6 лет;
  • подготовительная — 6-7 лет.
В детском саду «Планета детей» работают 3 группы: младшая (3-4,5 года), старшая (4,5 – 5,5 лет) и подготовительная (6-7 лет).
В государственных детских садах независимо от возраста дневной распорядок начинается с 8 утра, но детей воспитатели принимают уже с 7 утра. По рекомендациям СанПиН для детей предусмотрено четырехразовое питание с интервалом 4 часа между приемами пищи, две прогулки по два часа, дневной сон 2-2,5 часа. В детском саду «Планета Детей» дневной сон запланирована на период с 13.00 до 15.00 для детей всех возрастов. Если ребенок физиологически не нуждается в отдыхе, то по согласованию с родителями он релаксирует в течение 10 минут, а затем играет в группе в тихие игры.
В зависимости от возраста детей могут быть небольшие различия в режиме, например:
  • продолжительность занятий в младшей группе не более 10 минут, в старшей и подготовительной — 20-30 минут;
  • малышам выделяется больше времени на подготовку к прогулке или приему пищи, так как они медленнее собираются;
  • дневной сон у малышей длится с 12.30 до 15.00, у детей постарше тихий час начинается с 13.00 и длится 1, 5 часа.

Значение режима дня для дошкольников

Теперь переходим к главному вопросу родителей: не вредит ли детям режим дня? Нет, наоборот! Благодаря спланированному четкому распорядку и режиму у дошкольника вырабатывается дисциплина, ребенок учится распоряжаться своим временем, что поможет ему быстрее адаптироваться к школе.
Так как дневное расписание в детском саду соответствует возрастным особенностям детей, оно способствует формированию полезных привычек, укрепляет здоровье и предупреждает переутомление. Ребенок привыкает к режиму, приучается принимать пищу в определенное время, регулярно отдыхать, играть и заниматься развивающей деятельностью. Особенно полезно для развития детей постоянное чередование разных видов деятельности. Благодаря этому одни участки мозга отдыхают, пока другие работают.

Советы родителям для приучения ребенка к режиму детского сада

Если ребенок не привык к режиму дня, первые дни в детском саду могут быть сложными или, как минимум, непривычными. Эксперты дают рекомендации, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду:
  1. Узнайте, какой режим дня и питания принят в детском саду, постарайтесь следовать ему в домашних условиях. Вводите изменения постепенно и последовательно.
  2. Хвалите ребенка за проявление самостоятельности, обучайте правильному проведению гигиенических процедур, прививайте любовь к чистоте и полезные привычки, например, регулярное мытье рук, использование туалетной бумаги, чистка зубов и полоскании рта после приема пищи.
  3. Придерживайтесь режима прогулок. Ребенок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе. По возможности следуйте тому же расписанию, что и в детском саду — 2 часа прогулки утром после завтрака и 2 часа после полдника.
  4. Позаботьтесь об эмоциональном развитии ребенка. Посещайте театры, выставки, концерты, организуйте семейные праздники, приглашайте других детей и устраивайте домашние утренники.
  5. Занимайтесь творческой деятельностью — рисуйте, лепите, вырезайте поделки из бумаги, фетра и других материалов.
  6. Читайте художественную литературу, рассуждайте с детьми, приучайте их высказывать свое мнение и обосновывать его.
Постепенно приучая ребенка к режиму, который действует в детских садах, родители помогут малышу быстрее адаптироваться к началу нового этапа в жизни — знакомству с коллективом, следованию определенным правилам и принятию самостоятельных решений.