Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок отказывается идти в детский сад. Что делать, если утренние сборы превращаются в испытание, а придя в сад, малыш устраивает настоящую истерику? В этой статье разбираемся в причинах такого поведения и даем практические рекомендации.
Какие причины могут быть
Если раньше ребенок спокойно воспринимал сад и с удовольствием ходил туда каждый день, но вдруг начал капризничать и хочет остаться дома, не ругайтесь и не заставляйте идти прямо сейчас. Попробуйте поговорить, чтобы узнать, в чем причина и что с этим делать дальше. Возможно, дело в мультфильме, который малыш не успел досмотреть, или в любимой игрушке, которую он не хочет оставлять дома.
Обязательно проверьте температуру, посмотрите горло и спросите, как он себя чувствует, так как одна из причин такого поведения — болезнь. Ребенок мог поздно лечь спать, поэтому не выспался и встал в плохом настроении. Если у родителей доверительные отношения с ребенком, скорее всего, выяснить причину удастся быстро.
Совсем другое дело, когда протест против похода в сад выражается не однократно, а на постоянной основе. Ребенок не хочет собираться, может плакать и кричать, топать ногами, хвататься руками за родителей, не желая оставаться в детском саду. У такого поведения может быть вполне обоснованная причина.
Мы попросили психологов частного детского сада «Планета Детей» рассказать о наиболее частых причинах, из-за которых малыш отказывается посещать сад.
Возрастные особенности
Возраст ребенка - причина, с которой согласятся не все. Одни утверждают, что детей не стоит до трех лет отдавать в садик, другие, наоборот, уверены, что чем раньше малыш попадет в коллектив, тем проще пройдет адаптация.
В любом случае учитывать возрастные особенности ребенка очень важно и, как правило, до трех лет психика малыша еще не готова к резким переменам в обстановке. Отсюда слезы и истерики.
Что с этим делать? Родителям стоит присмотреться и прислушаться к своему ребенку, возможно, проконсультироваться с детским психологом, чтобы решить, готов ли малыш идти в детский сад. Если мама вынуждена ходить на работу, возможно, с ребенком может посидеть бабушка или семья может нанять няню.
Специфика психики ребенка
Все дети разные и это уже не вопрос возраста, а индивидуальных особенностей. Одни быстро вливаются в коллектив и заводят друзей, другим это дается намного сложнее. Учитывать нужно характер и темперамент ребенка.
Если вы замечаете, что коммуникации со сверстниками и походы в новые места даются ребенку с трудом, и порой это сопряжено с истериками, обязательно проконсультируйтесь с психологом.
Старайтесь вызвать у малыша искреннее желание посещать сад. Например, можно сказать так: «Хочешь в садик? Правда, там весело, много ребят и игрушек? Представляю, сколько интересного ты узнаешь сегодня и как здорово проведешь день». Покажите, что садик — это не наказание, а развлечение, что там он сможет найти много друзей и узнать много интересного.
Социальная адаптация
Когда родители чрезмерно опекают ребенка или тревожатся по любому поводу, ему может быть сложно адаптироваться в обществе и ходить в новые места. Малыш просто не знает, как себя вести, как общаться с другими детьми и заводить дружбу — он просто не умеет этого делать. В садике такого малыша легко заметить — ребенок держится в стороне, отказывается принимать участие в совместных играх, может провоцировать конфликты, проявлять агрессию.
Конфликт в коллективе
У малыша может случиться конфликт с кем-то из детей или даже с воспитателем. Если ребенка обидели сверстники или с ним резко обошлась воспитательница, он может бояться садика, переживать, что такое повторится. Вполне естественно, что привыкший к заботе и ласке ребенок не хочет туда, где на него повышают голос или обижают.
К сожалению, в детском коллективе конфликты случаются даже среди самых маленьких, и то, что родителям кажется мелочью, ребенок переживает болезненно.
Нехватка родительского внимания
Некоторые дети чувствуют себя брошенными, когда их отдают в сад, и даже могут думать, что родители делают так специально, так как не хотят проводить с ними время. Иногда дети боятся, что родители не придут вечером и оставят в садике навсегда.
Такая проблема может возникнуть в семье, где оба родителя много работают и почти не видят ребенка, или в семьях, где родители развелись.
Что делать родителям
Если вам удалось установить причину, почему ребенок отказывается посещать сад, важно подумать, как ее устранить. Когда речь идет о временных причинах, предлагаем такой алгоритм действий:
- Внимательно слушайте ребенка, показывайте, что серьезно относитесь к проблеме и предлагайте варианты решений. Например, если кроха расстраивается, что нужно оставить любимые игрушки дома, предложите вариант — выбрать одну, которую сегодня он сможет взять с собой
- Если обнаружили у ребенка недомогание, сразу обращайтесь к врачу. Не отправляйте в сад малыша с признаками болезни
- Позаботьтесь, чтобы был налажен режим сна. Не допускайте, чтобы малыш ложился спать позже 22.00. Перед сном ограничьте подвижные игры и мультфильмы, лучше почитайте вместе книгу, чтобы ребенок мог подготовиться к ночному отдыху
- Во время утренних сборов даже, если кроха капризничает, старайтесь быть спокойными, не спешите. Не позволяйте себе вспылить или закричать на ребенка — это точно не поможет, а только усугубит истерику
В остальных случаях родителям важно проконсультироваться с психологом, чтобы совместно разработать стратегию помощи ребенку.
Вот еще несколько полезных советов родителям:
- В первую очередь, малыша важно научить общению. Учите ребенка быть открытым, играйте с ним в ролевые игры и показывайте, как можно поступить в той или иной ситуации. Разговаривайте, обсуждайте события. Старайтесь чаще ходить в гости, гулять на детских площадках, посещать мероприятия, где бывают дети такого же возраста.
- Чтобы не провоцировать истерики, избегайте быстрых и нервных сборов в садик. Часто родители требуют от маленьких детей слишком много — быстро собраться, быстро поесть. А малыш еще не успел проснуться и опомниться. Если каждое утро сборы проходят в стрессовой обстановке, он может связывать это с садиком, начать капризничать и отказаться туда ходить.
- Когда приводите ребенка в группу, не спешите уходить. Попрощайтесь, обнимите малыша, скажите, что любите его и обязательно заберете вечером. С другой стороны, лучше избегать волнительных и длительных прощаний, ведь настроение мамы передается ребенку. И уж, конечно, недопустимо использовать ложь, чтобы усыпить бдительность ребенка. Например, мама может сказать, что скоро вернется, а сама придет только вечером. Весь день малыш будет волноваться, почему мамы так долго нет. Не делайте так.
- Если узнали о том, что ребенка кто-то обижает, действуйте решительно. Покажите малышу, что вы на его стороне и всегда поддержите. Поговорите с воспитателем и заведующей, чтобы разобраться с возникшим конфликтом.
- Придумайте, как поднять ребенку настроение во время утренних сборов. Можно посмотреть короткий мультик, обсудить, какими интересными делами он сможет заняться в садике, напомнить, что там его ждут друзья. Предложите взять в садик любимую игрушку, чтобы было веселей.
- Придумайте мотивацию. Например, пообещайте вечером сюрприз, и, конечно, не забудьте выполнить обещание.
Не пускайте ситуацию на самотек! Если насильно водить малыша в садик, не разбираясь в причинах истерик, можно нанести урон психическому и физическому состоянию ребенка.
Если проблема есть, от нее не нужно отстраняться — ее нужно решать. Еще раз повторим, что в первую очередь нужно обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка — почему он отказывается ходить в детский сад, и подскажет, как лучше реагировать, какие приемы использовать, чтобы помочь ребенку.
Как решают проблему на "Планете Детей"
Детский сад «Планета Детей» посещают дети с 3 лет. Малыши и ребята постарше вместе играют, общаются, развивают свои способности. Известно, что развитие в дошкольном детстве во многом определяет среда, иными словами, от того, какие условия создадут взрослые, зависит психологическое благополучие ребенка и темп его развития. Педагоги «Планеты Детей» направляют свои усилия на создание познавательной и эмоционально комфортной среды для каждого малыша: задумчивого и неторопливого, инициативного и подвижного, чувствительного и творческого. Педагоги привлекают детей к обустройству игрового пространства группы, поощряют любое проявление любознательности и критичности, поддерживают креативные идеи в игре и общении. Взрослея в среде, ориентированной на формирование индивидуальности, малыш довольно быстро начинает понимать свои и чужие желания, развивать интеллектуальные и творческие способности, осваивать социальные навыки, так необходимые во взрослой жизни. Становится самостоятельным, умеющим рассуждать и принимать решения.
Адаптация начинается с обычного знакомства и мягкого включения ребенка в разнообразную жизнь детского сада. Важно постепенное и непрерывное привыкание, взаимодействие с детьми и взрослыми. В «Планете Детей» знают, как важно увлечь кроху и найти нужные для него слова. Адаптации уделяется особое внимание, причем, на разных этапах дошкольного развития, начиная от первого посещения малышом детского сада, заканчивая интеллектуальными и творческими экспериментами старших дошкольников, готовящихся к школе.