Заказать звонок
Отправьте запрос и мы перезвоним вам в течение 24 часов
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Блог детского центра «Планета Детей»
Детский сад

Разновозрастная группа в детском саду — плюсы и минусы

Чтобы сформировать разновозрастную группу, недостаточно собрать детей в возрасте от трех до семи лет. Нужны особые формы взаимодействия в этой группе между детьми и взрослыми, нужны дополнительные педагогические силы для организации образовательного процесса. Если все организовано правильно, разновозрастное пребывание имеет много преимуществ для детей разного возраста. Младшие с легкостью перенимают навыки у старших детей и быстрее развиваются. Дети постарше чувствуют ответственность за малышей, развивают эмоциональный интеллект и знакомятся с реальной моделью социума, где происходит разновозрастное общение.

В этой статье педагоги и воспитатели «Планеты Детей» делятся своим опытом в организации воспитательного и учебного процесса в детских смешанных по возрастам группах, рассказывают о неоспоримых плюсах и возможных минусах такого подхода.
Обычно разновозрастная группа делится на две подгруппы:

  • младшая — от 3 до 5 лет;
  • старшая — от 5,5 до 7 лет.

Такое деление достаточно условно и в каждой конкретной ситуации педагог должен определить, как наиболее эффективно разделить ребят на подгруппы, а также, как в дальнейшем проводить учебную деятельность с подгруппами.

Как организован учебно-воспитательный процесс в разновозрастных группах

В современных детских садах образовательный процесс строится на базе игрового подхода, разнообразных творческих занятиях, обязательной двигательной активности и создания условий выбора для детей. С этой точки зрения разновозрастная группа дает большие возможности для реализации правильного учебного процесса.

  1. При организации игр в смешанной группе есть возможность легко организовывать разные виды сюжетно-ролевых игр с учетом того, что маленькие дети с удовольствием идут за старшими, а старшие дети в полной мере реализуют свой лидерский потенциал в игре.
  2. Настольные игры выбираются для разных возрастов, что дает больше возможностей для учета индивидуального развития каждого ребенка. Младшие дети могут включиться в игру для более старшего возраста, а старшие, наоборот, могут комфортно начать играть в “настолки”, если ранее не имелся такой опыт в семье или других детских садах.
  3. Особые преимущества имеет разновозрастная группа с точки зрения ситуаций выбора для ребенка. Когда мы проводим творческие занятия, мы даем детям задания разных уровней сложности и ребенок может выбрать, предварительно оценив свои собственные силы. Он может сделать все задания, если захочет, тем самым пройдя разные уровни сложности.
  4. В разновозрастной группе в процессе обсуждения темы недели у каждого ребенка есть возможность актуализировать свои знания по теме (предъявить их миру), приобрести опыт выступления перед аудиторией и получить новые идеи не только от педагога, но и от других детей.

В разновозрастной группе учебно- воспитательный процесс предполагает наличие заданий разного уровня, активное привлечение старших детей для создания культурного образца и вариативности идей для младших детей, наставничество и заботу о младших, поощрение лидерских инициатив в любом возрасте.

Обязательное условие для работы с разновозрастной группой детей - наличие двух педагогов одновременно, поэтому парная работа воспитателей в нашем саду ведется с самого открытия “Планеты Детей”. Один педагог - ведущий, другой - “ на подхвате”, например, собирает младших детей, которые в силу возраста уже снизили активность по основной теме. На разновозрастной группе педагогу требуется больше энергетических затрат, поэтому обязательно организовывать посменную работу педагогов, чтобы была возможность восстанавливаться и отдыхать. В нашем саду с одной разновозрастной группой детей работает не менее 4 воспитателей, которые организуют непрерывный образовательный процесс - в столовой, в группе, на улице и в спортивном зале.
На «Планете Детей» мы практикуем такой подход:

  • Основные занятия. Проводятся в смешанной разновозрастной группе в игровой форме. В течение одной - двух недель рассматриваем определенную тему, выбираем которую совместно с детьми.
  • Профильные занятия. Проводятся по согласованному расписанию приглашенными педагогами. В этом случае мы разделяем детей на подгруппы — младшую, старшую и подготовительную.. Такой подход помогает проводить занятия в комфортной для детей обстановке и давать задания детям в соответствии с возрастными особенностями.

Режим дня в группах разного возраста

При организации режима в разновозрастной группе необходима слаженная работа педагогов. Составляя распорядок дня, важно учитывать возрастные особенности всех детей. На “Планете Детей” мы даем возможность, временной люфт для младших , а также более медлительных детей, для того, чтобы они успевали спокойно поесть, тщательно собраться на прогулку и т.д. Опять же старшие дети, более самостоятельные в навыках самообслуживания подают личный пример младшим и помогают им быстрее собраться или организоваться на занятия.

Как выглядит режим дня на «Планете Детей»:

  • до 8.40 — прием детей;
  • 8.40 - 9.00 — процедуры закаливания;
  • 9.00 – 9.15 — завтрак;
  • 9.30 – 10.00 — проводим утренний кружок и планируем день;
  • 10.00 – 11.00 — профильные занятия с приглашенными педагогами;
  • 11.00 – 11.15 — второй завтрак;
  • 11.15 – 12.30 — выходим на прогулку;
  • 12.30 – 13.00 — возвращаемся на обед;
  • 13.00 – 15.10 — тихий час в младшей подгруппе (старшие дети, если не хотят спать, могут заняться тихими играми или почитать книгу с воспитателем);
  • 15.10 – 15.30 — полдник;
  • 15.30 – 16.00 — проводим вечерний тематический кружок;
  • 16.00 – 17.00 — профильные занятия по подгруппам;
  • 17.00 – 17.30 — командные, ролевые, сюжетные игры;
  • 17.30 – 18.00 — ужин;
  • 18.00 – 20.00 — вечерняя прогулка и/или совместная деятельность с воспитателями.

Преимущества смешанных групп детского сада

  • Всесторонняя социализация. Дети видят, как на самом деле устроен мир — все люди разные, разного возраста и нужно уметь находить компромиссы.
  • Ускоренное развитие. Дети разных возрастов учатся помогать друг другу, младшие быстрее развиваются, подражая старшим ребятам, а старшие учатся брать ответственность и на практике закрепляют полученные знания и навыки.
  • Индивидуальный подход. В разновозрастных группах нет жесткого следования графику и гонки, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Всегда есть альтернатива для выбора ребенка: вид и уровень сложности задания, спать в спальной комнате или отдыхать на релакс-паузе в группе, играть с младшими или старшими ребятами.
  • Развитие эмоционального интеллекта. Дети видят весь спектр эмоциональных реакций, учатся проявлять эмпатию, получают опыт в общении с детьми разного возраста.
  • Обучение у старших. Воспитательная работа во многом опирается на естественный процесс подражания. Малыши копируют старших детей, что помогает им быстрее запоминать информацию и осваивать новые навыки. Старшие дети учатся ответственности, охотнее проявляют инициативность и самостоятельность.

Какие минусы могут быть

Опыт «Планеты Детей» показывает, что преимуществ у разновозрастных групп намного больше, но минусы также есть:
  • Конфликты как неизбежное условие адаптации. Сложнее адаптироваться в разновозрастной группе детям, которые до того, как пойти в сад, имели минимальный опыт общения на детских площадках и детям, вокруг которых значимые взрослые создавали условия гиперопеки. Как правило, такие дети требуют повышенного внимания к себе и своим интересам и не готовы/ не умеют договариваться с другими, в результате чего в период адаптации быстро возникают конфликты с другими детьми.
  • Шум и “живость” группы может напрягать малышей 3-4 лет с выраженными чертами аутичного спектра или с обостренной чувствительностью к звукам. В принципе, мы имеем инструменты работы и с такими детьми, но в данном случае лучше смотреть на процесс адаптации более длительно и внимательно, с сопровождением процесса психологом.
  • Трудности с организацией учебного процесса. Из-за того, что дети разного возраста, нужно грамотно подобрать материалы и оборудование для формирования развивающей предметно-пространственной среды. Также важно правильно разделить ребят на подгруппы для проведения профильных занятий. Разновозрастная группа требует особого профессионализма педагогов.
https://static.tildacdn.com/tild6264-6437-4466-b066-653738653231/aug_21-49.JPG
Мы знаем, как помочь ребенку быстро и легко пройти процесс адаптации, а также имеем колоссальный опыт в организации учебного и воспитательного процесса в разновозрастных группах.

Мнение экспертов «Планеты Детей»

На «Планете Детей» мы поддерживаем разновозрастное пребывание в группах детского сада. Такой подход помогает детям быстрее развиваться, воспитывает ответственность, толерантность и тренирует навыки наставничества. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах мы рекомендуем следовать таким принципам:

  • Соблюдать баланс. В идеале в группе должно быть ⅓ младших, ⅓ - “середнячков” и ⅓ - подготовишек.
  • Обустраивать среду для игры и обучения. Важно учитывать потребности каждого возраста. Хороший вариант — создавать разные игровые зоны для групповых и индивидуальных игр.
  • Экспериментировать с режимом. Малыши дольше собираются на прогулку, им нужно больше времени на сон.
  • Использовать свои ритуалы для сплочения группы. Это могут быть секретные пароли при входе в группу или выходе на улицу, чтение сказок перед сном, которые дети выбирают по очереди.
  • Внимание каждому. Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на старших детей или заниматься только малышами, считая, что взрослые сами справятся. Независимо от возраста каждый ребенок из группы должен получать внимание от педагога.

Детский сад на базе частной школы «Планета Детей» принимает в группу детей в возрасте с трех до шести лет. Мы поощряем инициативность и ответственность, учим эффективно коммуницировать в социуме, воспитываем самостоятельность и осознанность.

Хотите посмотреть, как все устроено на «Планете Детей»? Позвоните нам по телефону: +7 925 353-47 87, и мы организуем встречу.