Психологическое состояние первоклассника и его физическое самочувствие зависит от способности к адаптации. У некоторых детей
адаптация к школе проходит медленнее и сложнее — в этом нет ничего страшного, но потребуется приложить чуть больше усилий, чтобы помочь ребенку. Родителям и учителям первоклассников важно действовать сообща. Во многих случаях будет полезно подключить школьного психолога, но обо все по порядку.
В этой статье расскажем, с какими сложностями может быть связана адаптация ребенка к школе и как родители могут помочь ребенку привыкнуть к новой среде и влиться в учебный процесс.
С какими трудностями сталкивается первоклассник
Во время адаптации к школе ребенок физиологически и психологически привыкает к новым для него социальным условиям. Первый класс — важный год в жизни школьника. Если пройти адаптации успешно, ребенку легко будет влиться в учебный процесс, он будет мотивирован к получению знаний и легко сможет заводить друзей в новом коллективе.
Практически всем первоклассникам сложно дается привыкание к школе после детского сада. Длительность адаптационного периода может быть разной — от трех до шести месяцев. Пока малыш ходил в сад, формат дисциплины был совсем другим — занятия проходили в игровой форме, было время для сна, отдыха, развлечений с друзьями. В первом классе режим меняется:
- новый распорядок дня;
- необходимость выстраивать новые отношения с учителями и одноклассниками;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- абсолютно новая обстановка и непривычные обязанности.
В этих переменах нет ничего страшного, но с непривычки первоклассник первое время может находиться в стрессе. Особенно тяжело приходится детям с индивидуальными особенностями нервной системы. Если ребенок гиперактивный или имеет повышенный порог утомляемости из-за хронических заболеваний или личностных особенностей, важно предупредить об этом учителей. Как ни странно, но непросто в первом классе может быть одаренным детям, которым школьная программа может казаться скучной.
Отдельно хотим отметить такую проблему, как завышенные ожидания родителей или несерьезное отношение к адаптации ребенка к школе. Одни родители могут считать, что раз ребенок уже умеет читать и писать, в первом классе ему будет легко, но это не всегда так. Другие родители уверены, что их ребенок должен быть лучшим во всем и требуют от него слишком многого, что усложняет процесс адаптации.
Дальше мы рассмотрим два основных компонента адаптации первоклассника к школе и обсудим, на что важно обратить внимание. Поговорим про физиологическую адаптацию ребенка, когда первоклассник привыкает к новому режиму, ритму и нагрузкам, а также про психологическую, связанную с общением и налаживанием связей в новой для себя среде.
Физиологическая адаптация
Разделить физиологическую адаптацию к школе можно на три этапа:
- «Физиологическая буря». В это время организм ребенка тратит много ресурсов, чтобы привыкнуть ко всем новшествам. Некоторые специалисты сравнивают такой уровень нагрузки с подготовкой космонавтов к полетам. На первом этапе первоклассник может быть капризным, медлительным, быстро уставать. Родителям важно проявить внимание и не раздражаться на капризы первоклассника.
- «Неустойчивое приспособление». Когда «буря» миновала, организм ребенка уже немного научился справляться с напряжением, но пока новые обязанности даются с трудом.
- «Устойчивое приспособление». На этом этапе можно говорить о том, что с физиологической адаптацией все идет хорошо. Организм ребенка уже привык к новым нагрузкам и вызовам, воспринимает их как привычную рутину. Теперь первоклассник может спокойно осваивать школьную программу, не тратя силы на адаптацию.
Психологическая адаптация
Родителям важно помнить, что ребенок адаптируется к школе не только на физическом, но и на психологическом уровне. Дети учатся по-новому взаимодействовать со взрослыми, соблюдать распорядок и новые правила, сосредотачиваться и добиваться результатов, реагировать на критику. Ребенку в процессе социально-психологической адаптации приходится создавать новый образ себя — образ ученика.
Что могут сделать родители? Поощрять любознательность ребенка, вместе находить возможности для преодоления трудностей, когда нужно - дать совет или поддержку, стараясь не прибегать к критике. Очень важно оценивать не личность ребенка, а поступок, который по тем или иным причинам осложняет его школьную жизнь. Также родителям следует интересоваться не только учебными делами. Разговаривайте о том, как ребенок ощущает себя в школе, комфортно ли ему в классе, с кем ему интересно разговаривать, в какие игры играют на переменках, не голодный ли он, успевает ли сходить в туалет. Спрашивайте чаще, как складываются отношения с одноклассниками и другими школьниками. Общаясь с ребенком на тему того, как проходит день, вы сможете заметить проблему, которая вызывает стресс.
Признаки нормальной адаптации
На то, что ребенок успешно проходит адаптацию к школе и ему не нужна дополнительная помощь, указывают такие признаки:
- Ребенок с радостью ходит в школу, рассказывает про уроки, учителей и новых друзей, вспоминает интересные моменты.
- Возвращаясь из школы, ребенок активен, у него хороший аппетит, он не жалуется на головную боль или слабость.
- У ребенка появились новые друзья, ему нравятся учителя и есть желание узнавать новое.
- Ребенок не хочет возвращаться в детский сад.
Но, если вы опасаетесь, что привыкание ребенка к школе идет плохо, сверьтесь с этим чек-листом:
- Первоклассник резко изменился в поведении, стал капризным, раздражительным, плаксивым. У него нет желания учиться и ходить в школу.
- С учебы возвращается уставшим или, наоборот, сильно возбужденным.
- Не хочет отвечать на вопросы о школе или жалуется, что его обижают.
- Жалуется на здоровье, например, головные боли. Стал чаще болеть.
- На выходных у ребенка приподнятое настроение, а в понедельник снова портится. Иногда может подняться температура без видимых причин.
- Нарушился сон, аппетит, у ребенка появился энурез, нервные тики.
Если вы заметили присутствие трех и более признаков, значит, проблема есть и ее нужно решать. Возможно, стоит поговорить с учителем и попросить помощи у школьного психолога.
Как долго длится период адаптации к школе
В среднем адаптация детей к школе может занимать от двух недель до нескольких месяцев. Все дети разные, поэтому некоторым непросто приходится весь первый класс. На скорость адаптации ребенка к школе влияют следующие факторы:
- характер ребенка и его психологическая стабильность;
- состояние здоровье;
- степень социализации и развития социальных навыков;
- атмосфера в семье;
- специфика школы;
- объемы учебной нагрузки;
- профессионализм учителя.
В любом случае родители могут помочь ребенку адаптироваться быстрее и сделать этот процесс более мягким.
Как родители могут помочь ребенку
В первую очередь поговорите с учителем об особенностях вашего ребёнка. Стоит рассказать о том, из-за чего адаптация ребенка может быть осложнена. Например:
- особенности характера, например, ребенок стеснительный;
- физиологические особенности, - ребенок быстро устает или является гиперактивным;
- ситуация в семье, если недавно произошло травмирующее событие.
Вот еще несколько советов:
- Чтобы привыкание ребенка к школе проходило проще, обучите его навыкам самоорганизации: собирать портфель накануне перед школой, следить за расписанием, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
- В форме ролевой игры обсудите с ребенком, как общаться с одноклассниками и учителям. Напомните, что учитель — это не родственник. Расскажите, как правильно обращаться по имени и отчеству.
- До начала учебного года плавно переходите на новый режим дня — начните укладывать спать и поднимать по школьному графику.
- Каждый день выделяйте немного времени для доверительной беседы. Спрашивайте, как прошел день, что интересного случилось, с кем познакомился и во что играл с новыми друзьями (нравится ли ему учитель).
- Не предъявляйте завышенных требований и не сравнивайте успехи своего ребенка с другими. Чаще отмечайте положительные моменты, заверяйте, что любую неприятность можно преодолеть.
- Если ребенок жалуется на плохое самочувствие, не отмахивайтесь. Правильно организуйте режим дня, чтобы было достаточно времени на сон, отдых, активные игры.
Еще один совет родителям — не «заражайте» ребенка своими тревогами и опасениями относительно школы. Не настраивайте его, что будет тяжело, а показывайте реалистичную картину. Желательно начать подготовку к первому классу заранее. Для первоклассников важно уметь общаться со сверстниками, учиться решать конфликтные ситуации. Многие дети готовы к переходу в школу интеллектуально — они умеют читать, писать, у них хорошая память, но эмоционально-волевая и социально-психологическая сферы сформированы не до конца. Как правило, таким детям сложно демонстрировать свои знания и умения в коллективе. В этой ситуации могут помочь подготовительные курсы.
Как проходит адаптация в школе «Планета Детей»
В частной школе «Планета Детей» создана комфортная среда для детей разного возраста. Мы используем современные психологические приемы и проверенные методики, чтобы помочь первоклассникам адаптироваться и стать активными участниками учебного процесса.
Наши учителя помогают воспитывать учебную мотивацию, формировать здоровую самооценку, развивают в детях самостоятельность и осознанность. Работая с первоклассниками, мы учитываем индивидуальные особенности ребенка. На «Планете Детей» у каждого есть
право на ошибки и эксперименты. Мы практикуем формат семейного обучения, в школе нет домашних заданий и небольшие классы — не более 12 человек. У детей остается достаточно времени на отдых и общение с новыми друзьями, после уроков дети занимаются спортом, музыкой и проходят предметы по выбору. У нас проходит специальный курс «Подготовка к школе», направленный на развитие интереса детей к учебному процессу. Мы учим ребят читать, используя эффективные техники (интуитивное чтение по Монтессори, кубики Зайцева). Даем первичные математические представления, расширяем общий кругозор и знакомим с иностранным языком. В программу включены: читалочка, заниматика, английский язык, шахматы, музыкальный театр, творчество и окружающий мир.
Кроме этого, на курсе «Подготовка к школе» дети учатся работать в команде, общаться со взрослыми и сверстниками, развивают речь, моторику, координацию, концентрацию внимания, логику. Все занятия на курсе проходят в форме игры с использованием элементов реальной школы. Такой подход помогает мягко пройти эмоционально-психологическую адаптацию в дальнейшем.