Заказать звонок
Отправьте запрос и мы перезвоним вам в течение 24 часов
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Блог детского центра «Планета Детей»
Школа

Адаптация ребенка к школе: 6 советов родителям

Психологическое состояние первоклассника и его физическое самочувствие зависит от способности к адаптации. У некоторых детей
адаптация к школе проходит медленнее и сложнее — в этом нет ничего страшного, но потребуется приложить чуть больше усилий, чтобы помочь ребенку. Родителям и учителям первоклассников важно действовать сообща. Во многих случаях будет полезно подключить школьного психолога, но обо все по порядку.
В этой статье расскажем, с какими сложностями может быть связана адаптация ребенка к школе и как родители могут помочь ребенку привыкнуть к новой среде и влиться в учебный процесс.

С какими трудностями сталкивается первоклассник

Во время адаптации к школе ребенок физиологически и психологически привыкает к новым для него социальным условиям. Первый класс — важный год в жизни школьника. Если пройти адаптации успешно, ребенку легко будет влиться в учебный процесс, он будет мотивирован к получению знаний и легко сможет заводить друзей в новом коллективе.
Практически всем первоклассникам сложно дается привыкание к школе после детского сада. Длительность адаптационного периода может быть разной — от трех до шести месяцев. Пока малыш ходил в сад, формат дисциплины был совсем другим — занятия проходили в игровой форме, было время для сна, отдыха, развлечений с друзьями. В первом классе режим меняется:
  • новый распорядок дня;
  • необходимость выстраивать новые отношения с учителями и одноклассниками;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • абсолютно новая обстановка и непривычные обязанности.
В этих переменах нет ничего страшного, но с непривычки первоклассник первое время может находиться в стрессе. Особенно тяжело приходится детям с индивидуальными особенностями нервной системы. Если ребенок гиперактивный или имеет повышенный порог утомляемости из-за хронических заболеваний или личностных особенностей, важно предупредить об этом учителей. Как ни странно, но непросто в первом классе может быть одаренным детям, которым школьная программа может казаться скучной.
Отдельно хотим отметить такую проблему, как завышенные ожидания родителей или несерьезное отношение к адаптации ребенка к школе. Одни родители могут считать, что раз ребенок уже умеет читать и писать, в первом классе ему будет легко, но это не всегда так. Другие родители уверены, что их ребенок должен быть лучшим во всем и требуют от него слишком многого, что усложняет процесс адаптации.
Дальше мы рассмотрим два основных компонента адаптации первоклассника к школе и обсудим, на что важно обратить внимание. Поговорим про физиологическую адаптацию ребенка, когда первоклассник привыкает к новому режиму, ритму и нагрузкам, а также про психологическую, связанную с общением и налаживанием связей в новой для себя среде.

Физиологическая адаптация

Разделить физиологическую адаптацию к школе можно на три этапа:
  1. «Физиологическая буря». В это время организм ребенка тратит много ресурсов, чтобы привыкнуть ко всем новшествам. Некоторые специалисты сравнивают такой уровень нагрузки с подготовкой космонавтов к полетам. На первом этапе первоклассник может быть капризным, медлительным, быстро уставать. Родителям важно проявить внимание и не раздражаться на капризы первоклассника.
  2. «Неустойчивое приспособление». Когда «буря» миновала, организм ребенка уже немного научился справляться с напряжением, но пока новые обязанности даются с трудом.
  3. «Устойчивое приспособление». На этом этапе можно говорить о том, что с физиологической адаптацией все идет хорошо. Организм ребенка уже привык к новым нагрузкам и вызовам, воспринимает их как привычную рутину. Теперь первоклассник может спокойно осваивать школьную программу, не тратя силы на адаптацию.

Психологическая адаптация

Родителям важно помнить, что ребенок адаптируется к школе не только на физическом, но и на психологическом уровне. Дети учатся по-новому взаимодействовать со взрослыми, соблюдать распорядок и новые правила, сосредотачиваться и добиваться результатов, реагировать на критику. Ребенку в процессе социально-психологической адаптации приходится создавать новый образ себя — образ ученика.
Что могут сделать родители? Поощрять любознательность ребенка, вместе находить возможности для преодоления трудностей, когда нужно - дать совет или поддержку, стараясь не прибегать к критике. Очень важно оценивать не личность ребенка, а поступок, который по тем или иным причинам осложняет его школьную жизнь. Также родителям следует интересоваться не только учебными делами. Разговаривайте о том, как ребенок ощущает себя в школе, комфортно ли ему в классе, с кем ему интересно разговаривать, в какие игры играют на переменках, не голодный ли он, успевает ли сходить в туалет. Спрашивайте чаще, как складываются отношения с одноклассниками и другими школьниками. Общаясь с ребенком на тему того, как проходит день, вы сможете заметить проблему, которая вызывает стресс.

Признаки нормальной адаптации

На то, что ребенок успешно проходит адаптацию к школе и ему не нужна дополнительная помощь, указывают такие признаки:
  • Ребенок с радостью ходит в школу, рассказывает про уроки, учителей и новых друзей, вспоминает интересные моменты.
  • Возвращаясь из школы, ребенок активен, у него хороший аппетит, он не жалуется на головную боль или слабость.
  • У ребенка появились новые друзья, ему нравятся учителя и есть желание узнавать новое.
  • Ребенок не хочет возвращаться в детский сад.
Но, если вы опасаетесь, что привыкание ребенка к школе идет плохо, сверьтесь с этим чек-листом:
  • Первоклассник резко изменился в поведении, стал капризным, раздражительным, плаксивым. У него нет желания учиться и ходить в школу.
  • С учебы возвращается уставшим или, наоборот, сильно возбужденным.
  • Не хочет отвечать на вопросы о школе или жалуется, что его обижают.
  • Жалуется на здоровье, например, головные боли. Стал чаще болеть.
  • На выходных у ребенка приподнятое настроение, а в понедельник снова портится. Иногда может подняться температура без видимых причин.
  • Нарушился сон, аппетит, у ребенка появился энурез, нервные тики.
Если вы заметили присутствие трех и более признаков, значит, проблема есть и ее нужно решать. Возможно, стоит поговорить с учителем и попросить помощи у школьного психолога.

Как долго длится период адаптации к школе

В среднем адаптация детей к школе может занимать от двух недель до нескольких месяцев. Все дети разные, поэтому некоторым непросто приходится весь первый класс. На скорость адаптации ребенка к школе влияют следующие факторы:
  • характер ребенка и его психологическая стабильность;
  • состояние здоровье;
  • степень социализации и развития социальных навыков;
  • атмосфера в семье;
  • специфика школы;
  • объемы учебной нагрузки;
  • профессионализм учителя.
В любом случае родители могут помочь ребенку адаптироваться быстрее и сделать этот процесс более мягким.

Как родители могут помочь ребенку

В первую очередь поговорите с учителем об особенностях вашего ребёнка. Стоит рассказать о том, из-за чего адаптация ребенка может быть осложнена. Например:
  • особенности характера, например, ребенок стеснительный;
  • физиологические особенности, - ребенок быстро устает или является гиперактивным;
  • ситуация в семье, если недавно произошло травмирующее событие.
Вот еще несколько советов:
  1. Чтобы привыкание ребенка к школе проходило проще, обучите его навыкам самоорганизации: собирать портфель накануне перед школой, следить за расписанием, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
  2. В форме ролевой игры обсудите с ребенком, как общаться с одноклассниками и учителям. Напомните, что учитель — это не родственник. Расскажите, как правильно обращаться по имени и отчеству.
  3. До начала учебного года плавно переходите на новый режим дня — начните укладывать спать и поднимать по школьному графику.
  4. Каждый день выделяйте немного времени для доверительной беседы. Спрашивайте, как прошел день, что интересного случилось, с кем познакомился и во что играл с новыми друзьями (нравится ли ему учитель).
  5. Не предъявляйте завышенных требований и не сравнивайте успехи своего ребенка с другими. Чаще отмечайте положительные моменты, заверяйте, что любую неприятность можно преодолеть.
  6. Если ребенок жалуется на плохое самочувствие, не отмахивайтесь. Правильно организуйте режим дня, чтобы было достаточно времени на сон, отдых, активные игры.
Еще один совет родителям — не «заражайте» ребенка своими тревогами и опасениями относительно школы. Не настраивайте его, что будет тяжело, а показывайте реалистичную картину. Желательно начать подготовку к первому классу заранее. Для первоклассников важно уметь общаться со сверстниками, учиться решать конфликтные ситуации. Многие дети готовы к переходу в школу интеллектуально — они умеют читать, писать, у них хорошая память, но эмоционально-волевая и социально-психологическая сферы сформированы не до конца. Как правило, таким детям сложно демонстрировать свои знания и умения в коллективе. В этой ситуации могут помочь подготовительные курсы.

Как проходит адаптация в школе «Планета Детей»

В частной школе «Планета Детей» создана комфортная среда для детей разного возраста. Мы используем современные психологические приемы и проверенные методики, чтобы помочь первоклассникам адаптироваться и стать активными участниками учебного процесса.
Наши учителя помогают воспитывать учебную мотивацию, формировать здоровую самооценку, развивают в детях самостоятельность и осознанность. Работая с первоклассниками, мы учитываем индивидуальные особенности ребенка. На «Планете Детей» у каждого есть
право на ошибки и эксперименты. Мы практикуем формат семейного обучения, в школе нет домашних заданий и небольшие классы — не более 12 человек. У детей остается достаточно времени на отдых и общение с новыми друзьями, после уроков дети занимаются спортом, музыкой и проходят предметы по выбору. У нас проходит специальный курс «Подготовка к школе», направленный на развитие интереса детей к учебному процессу. Мы учим ребят читать, используя эффективные техники (интуитивное чтение по Монтессори, кубики Зайцева). Даем первичные математические представления, расширяем общий кругозор и знакомим с иностранным языком. В программу включены: читалочка, заниматика, английский язык, шахматы, музыкальный театр, творчество и окружающий мир.
Кроме этого, на курсе «Подготовка к школе» дети учатся работать в команде, общаться со взрослыми и сверстниками, развивают речь, моторику, координацию, концентрацию внимания, логику. Все занятия на курсе проходят в форме игры с использованием элементов реальной школы. Такой подход помогает мягко пройти эмоционально-психологическую адаптацию в дальнейшем.